КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Со дня вступления на престол Святейшего Патриарха Кирилла начинается новый этап в развитии Русской православной Церкви.

Первый неразрывно связан с именем Святейшего Патриарха Алексия II и был ознаменован уникальным в истории периодом возрождения Церкви и православия в стране, только недавно считавшееся атеистической. Анализ этого периода ждет своих исследователей, но уже сегодня может быть назван чудом Господним, явленным в России всем нам во славу Бога и русского православия.

Новый период требует не только продолжения укрепления церкви и расширения пространства пастырского служения, но и начало широкого участия Церкви в социальной жизни общества. Этого требует время и логика развития православия в стране.

Сегодня Православная Церковь является, согласно многочисленным опросам общественного мнения, наиболее авторитетным и уважаемым социальным институтом в стране, намного опережая институты власти (начиная с Государственной Думы и заканчивая местными органами), институт СМИ, а также остальные социальные институты страны.  Это положение сложилось в силу того обстоятельства, что Православная Церковь единственная достойно прошла через все тяжкие испытания последних двух десятилетий, не запятнав своей репутации и проявив только постоянное сострадание и милосердие к людям.

К тому же, Церковь, помимо канонического состояния, является еще и институтом гражданского общества, причем наиболее четко организованным и системно структурированным, что уже сегодня позволяет ей нести социальное служение в самом широком спектре деятельности.

У Православной Церкви сложились конструктивные отношения с государством, которое поддерживает социальные инициативы Православной Церкви, признавая её общественный авторитет и влияние на жизнь общества. Это вполне объяснимо, если учесть, что сегодня в стране около 70% взрослого населения считают себя православными. Конечно, далеко не все из этого объема являются людьми воцерковленными, но сам факт самоидентификации, наличие православной идентичности в обществе есть непреложный факт сегодняшней российской реальности.

Также надо отметить исторически дружеские отношения Православной Церкви с российским исламом, практику решения любых вопросов в атмосфере взаимопонимания и толерантности. Следует подчеркнуть, что отечественный ислам никогда не ставил под сомнение лидерство Православия в  российском обществе. Что же касается иных конфессий и религий, то все они, за исключением деструктивных сект, равно уважаемы в нашей традиции, хотя и занимают объем верующих не более 1%, все вкупе, взрослого населения страны.

Именно поэтому сегодня необходимо начать разговор о новой роли Церкви, о развитии социального партнерства и инициатив русского православия в современном российском обществе. Стратегические направления, на наш взгляд, очерчены следующими основными темами:

1. Организация социального служения Православной Церкви.

Принципиальным является вопрос о том, может ли Церковь имеющимися сегодня силами начать широкую кампанию социального партнерства? Следует помнить, что задача дальнейшего развития Церкви на сегодняшний день продолжает являться приоритетной. По нашим подсчётам, Церкви необходимо к 2050 году иметь не менее 45 – 50 тыс. приходов, чтобы выйти на уровень общенационального окормления всех верующих, объем которых к этому времени может составить свыше 60 млн. прихожан. К этому следует добавить десятки тысяч больниц, детских домов, домов престарелых, пенитенциарных учреждений и иных организаций, которые будут находится в поле церковного окормления.

Соответственно, потребуются титанические усилия, чтобы вывести Церковь на качественно новый уровень, необходимый для национального утверждения православия.

Сможет ли в таких условиях Церковь обеспечить полноценное присутствие и действенное участие в социальной жизни, которое означает разветвленную сеть

организаций 3-го сектора и предполагает не только представительный корпус волонтеров, но и кадровую структуру специалистов по различным направлениям социальной деятельности? Вероятно, нет, поскольку Церковь не обладает соответствующими организационными мощностями. Следовательно, необходимо создавать, силами православных инициаторов и добровольцев, новые формы православного социального служения.

 2. Формы общественного представительства

Сегодня в стране насчитывается несколько тысяч организаций 3-го сектора (некоммерческие неправительственные организации), занятые в самых различных направлениях социальной деятельности. Сколько из них реально работают, неведомо никому. Общественная палата РФ публикует бодрые отчеты, но, по-видимому, объем в 10-15% реально работающих ННО от их общего числа является близкой к истине. Православная Церковь не является организацией 3-го сектора (хотя и имеет все необходимые признаки таковой), у Церкви иное служение. Но Церковь может инициировать развитие православной структуры организаций гражданского общества, может определить цели и задачи их деятельности, благословить активистов на социальное служение и обеспечить патронаж над этой деятельностью средствами своего авторитета и общего руководства.

Таким образом, задача Православной Церкви состоит в том, чтобы, используя православное сообщество, создавать организации 3-го сектора по стране, инициировать их общественную деятельность по конкретным направлениям. Это могут быть проблемы сиротства, беспризорности, многодетные семьи, инвалиды, одинокая старость, юридическая помощь, зашита прав малообеспеченных и неймущих, контроль властей в области социальной политики, проблемы экологии и т.д., т.е. по всему спектру общественных проблем, актуальных в конкретных регионах и на местах.

При этом формы организации могут быть использованы различные, от фондов, до ННО и инициативных групп без юридической ответственности. Важно, что все эти формирования будут действовать с благословения и при поддержке Русской Православной Церкви, иметь конкретного неформального попечителя в лице иерарха Церкви и находится с ним в духовном и организационном контакте.

Вероятно, целесообразно, чтобы такие организации действовали при приходах, в этом случае их деятельность будет максимально адресной, что есть главное условие в социальном служении. Конечно, вопросы создания такой структуры чрезвычайно сложны и решение их есть вопрос долговременного развития, чем более обсуждение этих вопросов должно начаться уже завтра.

 3. Церковь и бизнес

Сегодня бизнес сообщество фактически лишено той самостоятельной и весомой социальной роли, которую оно всегда играло в русской общественной жизни. Региональный бизнес надежно укрыт плащом властных структур, которые пристально опекают все его социальные инициативы. На федеральном уровне ситуация аналогичная с той разницей, что там меньше игроков и больше желающих получить высокое покровительство. Поскольку основные действия выстраиваются не в столицах, а именно на периферии, то следует кратко остановиться именно на этом уровне взаимодействия бизнеса и власти в вопросах социального служения.

Принято считать, что существует треугольник «власть – бизнес – гражданское обществ», где у всех трех сторон есть свои приоритетные функции. Власть управляет, бизнес зарабатывает, ГО (гражданское общество) контролирует. Но его институты (которые еще именуют 3-м сектором) контролирует, в первую очередь, государство на предмет надлежащего выполнения именно социальных функций. Институты Го могут контролировать и бизнес пространство, но это его вспомогательная функция. Но деньги на контроль государства 3-1 сектор получает именно от бизнеса, который, тем самым, получает репутацию социально ответственного и заодно опосредованно участвует в контроле над чрезмерными государственными инициативами.

В России сегодня происходит обратная связь. Напуганный и подмятый региональной властью бизнес осуществляет акции благотворительности(кстати, по объему почти сопоставимые с активностью  евро бизнеса) не в сектор институтов гражданского общества, а именно во властные структуры, а точнее – в подконтрольные им организации 3-го сектора. Власть получает неподконтрольные суммы, которые уходят в темноту, заодно прикрывая растраченные статьи социального бюджета. При этом «прикормленные» организации 3-го сектора сливаются с органами власти в позитивных оценках развития гражданского общества и успехах социальной политики на местах.

Однако Русская Православная Церковь сегодня слишком самостоятельна и уважаема, чтобы подчиняться такому порядку. Именно поэтому Церковь может взять на себя роль реального развития социальной инфраструктуры в регионах. Церковь имеет на это право ещё и потому, что сегодня даже местная и региональная власть не может запретить бизнесу НАПРЯМУЮ финансировать благотворительные церковные начинания. Соответственно Церковь сегодня является единственной силой, которая на местах может организовать социальные инициативы при прямой поддержке бизнеса и, конечно, привлечь к этим инициативам власти в качестве не патрона, но одного из равных участников треугольника «власть – бизнес – институт гражданского общества».

Именно поэтому сегодня особо желательны инициативы отдельных предпринимателей, готовых взаимодействовать с общественными структурами Православной Церкви. Такое сотрудничество дало бы действенный пример бизнес сообществу и дало бы сигнал власти о зарождении новых плодотворных взаимоотношений в современном российском обществе.

 4. Церковь и государство

 Молодое российское государство оставило практически все основные принципы построения государства советского в прошлом, но взяло лишь один принцип от прошлого – принцип отделения церкви от государства и школы от церкви. К этому стоит добавить, что в мире вообще светских государств меньшинство, более 100 стран мира имеют одну или несколько официальных религий и еще около 30 декларируют особые отношения с национальным вероисповеданием. Но российская демократия предпочла светский характер государственности, что создает сегодня массу ненужных проблем в жизни Церкви. При том, что, как мы уже говорили, к православию причисляют себя около 70% населения страны. Но государство очевидно уважает общественный авторитет Церкви, а национальные политические лидеры открыто исповедуют православие. Чего же боится сегодня государство? Вероятно, громкой реакции того 1% инаковерующих на то, что в стране создаются неравные условия для различных религий. Аргумент нелепый, т.к. в любая демократия имеет главным принципом подчинение меньшинства большинству, а здесь идет речь о соотношении 70 : 1. К тому же никто не собирается менять положения Конституции о равных правах верующих. Речь идет о признании особой, традиционной роли Православной церкви в истории и для сегодняшнего российского общества, т.е. признании факта бесспорного  и уважении социальных реалий.

В перспективе речь может идти о Договоре (Декларации)  между государством и Церковью о постоянном сотрудничестве и деятельности на благо общества и страны, что также было бы признанием особого места Церкви. Такой Договор, несомненно, должен включать и интересы Ислама и буддизма, как традиционных вероисповеданий в российском обществе.

Принципы, формы сотрудничества и сферы деятельности Церкви есть предмет научных и религиозных дискуссий, но для нас совершенно очевидно, что необходимая для общества национальная идентичность может быть основана только на православном вероучении и только этот фундамент способен стать основанием для дальнейшего развития российского общества.

 5. Формирование нравственного климата в обществе

 Следует понимать, что организация такого служения не может ставить себе целью единственно реализацию социальных программ. Это есть задача государства, поскольку в Конституции прямо указано на его социальную природу. Глубинный смысл православных инициатив заключается в преодолении мировоззрения вульгарного позитивизма, практики потребления как смысла жизни, свободно практикующей безнравственности, выдаваемой за «права человека».

Общественная мораль имеет капризную природу – её невозможно установить законом или властным распоряжением. Равно как и метод всеобщего порицания не утверждает добрые нравы в обществе. Нельзя пристыдить вороватого чиновника и тем вразумить его или законодательно ввести норму, сострадания, к примеру. Общественная нравственность утверждается только делами и ростом авторитета людей, которые выражают её своей деятельностью. Атмосфера сострадания и милосердия была исторически присуща русскому обществу, благотворительность считалась не выдающимся благим  поступком, а нормой общественных отношений. Русское меценатство не было спонсорством, т.к. не рекламировало себя. Это была деятельность, направленная на достойное устроение образа жизни людей, причем именно через развитие институтов образования, культуры, здравоохранения и духовного развития.

Фактически мы имеем великий пример развития институтов гражданского общества и задача сегодня состоит в формировании нравов именно через изменения образа жизни российского общества. Утверждение идеалов православного общежития во взаимной  любви, сострадании, взаимопомощи и общем противостоянии греховной пагубе и есть задача современного социального служения.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика