Пять причин

Каждый утро, читая газеты и просматривая новостные Интернет сайты, вдумчивый читатель должен испытывать смутное беспокойство, переходящее в тревогу, и это  чувство будет преследовать его на протяжении всего дня.

Причина этого эффекта – в содержании самих новостей. Возьмем, к примеру, подряд (не выборочно!) заголовки первых пятнадцати новостей одного известного сайта, выложенные ясным солнечным октябрьским днем 2005 года:

«Ходорковскому подготовили новые обвинения»

«В США обнаружен шпион, работавший в Белом доме»

«Учителей, аспирантов и кормильцев лишат отсрочек»

«На Рязанском шоссе в Москве столкнулись сразу несколько машин»

«Пауки нашли стратегию безопасного секса»

«В Томске задержан дезертир»

«Заместитель мэра Тынды подделал диплом о высшем образовании»

«Авиация МЧС продолжает тушить пожары в Подмосковье»

«В МИД вызвали временного поверенного в делах Швейцарии»

«Американцы не против того, чтобы президентом стала женщина»

«Питона, который пытался заглотить аллигатора, разорвало пополам».

«В Мельбурне взорвался микроавтобус»

«В Таиланде террористы расстреляли пятерых солдат и обезглавили мирного жителя»

«Греф выступил против покупки «Сибнефти» Газпромом»

«Вместо реформ правительство занялось популизмом»

К числу относительно положительных новостей в этом списке можно отнести только паучью эврику и приятное известие для американских феминисток. Остальные 87% – негатив в разной степени мрачности и безысходности. И так изо дня в день, месяцами и годами.

Мы далеки от мысли, что все отечественные редакторы и журналисты разом впали в тяжелую депрессию и одержимы только одной мыслью – втянуть туда же всё остальное население. Но должны же быть какие-то основания для такого явно пораженческого уклона  в профессиональной деятельности целой отрасли?

Размышляя над этим феноменом, можно предположить, что, как пел один усатый дельфин: «У них на это пять причин».

Перечислим их по порядку (читатель может присовокупить какие-либо другие):

Первая причина. Кризис среднего возраста.

В разговоре с одним знающим специалистом я узнал, что сегодня то поколение журналистов, которым за сорок, в основном уже все редакторы, начальники отделов или вообще ушли из профессии. Следует напомнить, что это те люди, которые воспитывались на советской прессе и, в силу ее слащавой брехливости, получили устойчивое отвращение к журналистскому позитиву как таковому. Для них «вести с полей», « рапорт сталеваров» и «дорогой Леонид Ильич» не пустой звук, а личный рвотный рефлекс. Они живые люди, их тяготят воспоминания и они просто физически не могут представить честную журналистику, как что-то ласковое, поскольку если из пера и можно выточить штык, то обратная сублимация практически нереальна.

Вторая причина. Зеленой юности задор.

С другой стороны, зачастую журналисты и репортеры сегодня – юная поросль, энергичная, хваткая, чуткая на события и слабая на мозги. Сам факт молодости уже ставит их в несколько враждебное положение по отношению к окружающему миру, который надобно получше «взбодрить». Этим можно и проявить свой профессиональный задор, и заодно, в очередной раз решить проблему отцов со стороны детей. Следует учесть также, что детьми эти молодые люди росли в 90-е годы безвременья и, конечно, ничего хорошего из той смуты вынести не могли. В определенной степени это промежуточное поколение, лишенное ценностей и нравственных ориентиров, которое считает обличительство главным критерием профессиональной этики.

Третья причина. Цена рейтинга

Современные СМИ определяют себе цену с помощью мерила, называемого рейтингом. Недолгая практика рейтингования средств массовой информации убедительно доказала, что цена органа СМИ выше настолько, насколько он в своих вкусах и темах ниже опускается до уровня низменных вкусов  толпы. Для обывателя же нет ничего приятнее созерцания несовершенства  и греховности мира, которые являются для него своеобразной индульгенцией («Жалкий, ничтожный человек» — сказал Паниковский, которому было приятно сознавать, что есть люди, более жалкие и ничтожные, чем он сам). К тому же внимание к чужим страданиям психологически дает человеку иллюзию защиты и личного благополучия, но в целом развивает болезненное любопытство и темные стороны сознания. Порой редакторы и душой рады дать материал не чернушный, но – рейтинг! Это новый бог СМИ, волшебное слово тиража и притока рекламных денег.

Четвертая причина. Куда ведут нити.

Сегодня наши печатные СМИ живут не на те деньги, которые зарабатывают сами, а на те, которые им дают хозяева. Свободными СМИ смогут стать тогда, когда у населения станет достаточно свободных денег, существуют даже формулы расчета зависимости уровня доходов населения и самоокупаемости прессы. Но пока доходы населения существенно ниже и СМИ реально принадлежат не народу, а отдельным очень богатым людям. А эти люди, естественно, хотят, что бы их личные органы выражали желание того тела, которому принадлежат, пусть даже с помощью афродизиаков.  Конечно, среди очень богатых людей попадаются всякие, но почему-то чаще именно те проявляют интерес к СМИ, которые хотят доказать, что в стране всё плохо, а будет еще хуже. По закону совмещения характеров собака, как известно, всегда похожа на своего хозяина.

Пятая причина. Всё не как у людей.

Отряхнув прах коммунизма с ног страны, мы, естественно, обратились к общечеловеческим западным ценностям (куда, впрочем, обращались и за ныне отряхнутыми). Лекало всегда наготове у тех, кто хочет сравнить мудрые западные стандарты с нашим российским убожеством. Хроническое несовпадение раздражает и заставляет хвататься за перо. Поскольку сами учителя скоры на снисходительные совет и всегда готовы пожалеть нашу темноту, хирургов для вскрытия язв и общественных гнойников всегда будет предостаточно. До скончания века.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика